Зависимость — заболевание, затрагивающее физическое и психическое здоровье в равной степени. Поэтому комплексное лечение зависимости обязательно включает в себя курс психотерапии. Психическая зависимость — результат расстройства мышления и восприятия, из-за которого мозг теряет способность к адекватной оценке реальности. Одни факты он преувеличивает, другие преуменьшает, третьи вообще игнорирует. Внимание человека концентрируется на вещах странных, даже нелепых. Первостепенные задачи отодвигаются на задний план, а вперед выступают мелкие, несущественные детали. Со временем вся личность зависимого меняется под воздействием заболевания. Выздоровление от алкоголизма, наркомании требует не только лечения физических проявлений, но и глубокой личностной работы пациента над изменением образа жизни, мышления, установок, поведения. В клинике «Ультрамед» проводится комплексное психотерапевтическое лечение зависимостей в соответствии с новейшими научными и практическими достижениями в данной области. Очевидно, что каждый человек индивидуален и проходит свой собственный путь освобождения от зависимости. В связи с этим точные сроки работы с психологом определяются индивидуально, исходя из ресурсов пациента (желания избавиться от проблемы, настрой на сотрудничество с психологом, имеющихся в личности проблем и их сложности). Также, учитывая системность влияния злоупотребления вещества на жизнь человека, возможно условное выделение следующих этапов работы по освобождению от зависимости. Этапы психотерапии зависимости
Формирование и усиление мотивации трезвости. На данном этапе психолог помогает пациенту понять необходимость изменения образа жизни, изменить отношение к отказу от психоактивного вещества, сформировать цель и результат лечения, укрепить мотивацию положительных изменений.
Работа с ресурсами пациента (выявление, обсуждение и открытие дополнительных возможностей для использования ресурсов личности). Работа с самооценкой, обучение самоподдержке. На этом этапе психолог оказывает мощную поддержку личности пациента для формирования условий освобождения от зависимости. Ресурсы — это такие образования в психике (приятные состояния, чувства, положительные и полезные качества человека), которые помогают достигать результатов, это источник энергии и поддержки для любого человека. Зависимые люди, как правило, обращаются за помощью тогда, когда ресурсы психики исчерпаны, пациенты находятся в угнетенном состоянии. А для освобождения от зависимости требуется много энергии, которую и дадут восстановленные ресурсы.
Определение препятствий для достижения цели: различные виды «сопротивления», скрытых условных «выгод» от зависимости. Зависимые люди живут в постоянной лжи и недосказанности — они вынуждены прятать от себя своё «недостойное поведение». Для продолжения употребления любого наркотика, зависимому необходимо убедить себя в том, что это не угрожает его жизни, работе, семье. Для этого зависимый вынужден выстраивать горы психологических защит, установок и убеждений, абсурдных для окружающих, но успокоительных и оправдывающих употребление для больного. Для успешной борьбы с зависимостью необходимо осознание всего опыта, связанного с употреблением вещества — позитивных и негативных последствий употребления, преодоление установок, мифов, оправданий зависимого поведения, психологических защит. Психолог поможет зависимому пациенту в безопасной ситуации, с достаточным количеством поддержки посмотреть в «глаза реальности», оценить с точки зрения эффективности поведение и установки, отказаться от схем и убеждений, мешающих здоровой жизни.
Исследование и освобождение от компенсаторных механизмов зависимого поведения. Зависимое поведение часто бывает компенсацией за непереносимые переживания детства, юности, или просто накопившуюся грусть и усталость. Эти переживания настолько непереносимы, что вытеснены из сознания и защищены психологическими защитами. Однако вытесненные переживания никуда не исчезают, а требуют выражения и разрешения конфликтов. Таким образом, зависимое поведение служит для временного ослабления напряжения, связанного с подавленными чувствами. На этом этапе возможно использование, по мере необходимости, техник возвращения к детским травматическим переживаниям (фиксация на чувстве вины, обиды, телесный и чувственный дискомфорт). Освобождение от наиболее сильных переживаний приведёт к уменьшению напряжения, эмоционального дискомфорта. На этом этапе пациент освобождается от большой доли причин возникновения зависимого поведения.
Обучение контролю над внутренним состоянием, поиск новых возможностей достижения комфорта и ощущения спокойствия, забота о себе, поддержка. Необходимым для зависимого является научиться получать удовольствие от жизни без наркотика. Зависимый человек привыкает получать долю положительных эмоций только от употребления наркотика, особенно это проявляется на начальных этапах формирования зависимости. Даже здоровые люди часто не умеют радоваться жизни и получать удовольствие из различных безопасных для здоровья источников. Зависимые же — и вовсе сосредоточены на употреблении наркотика. Кроме того, на данном этапе зависимый обучается способам сохранят спокойствие, устойчивость в тех ситуациях, которые раньше были бы названы «стрессом» и послужили бы поводом для эпизода употребления. Также решается задача контроля за своим поведением —на данном этапе человек учится заботиться о себе самостоятельно, решать проблемы, или обращаться за помощью, когда это необходимо.
Проработка взаимоотношений в семье и коммуникаций с другими людьми. Анализ детско-родительских отношений в семье пациента, неэффективных установок. Проработка границ во взаимоотношениях с собой и другими людьми, умение сказать «нет», ответственность во взаимоотношениях. Семья — наше ближайшее окружение. Семьи зависимых чаще всего нуждаются в помощи и исправлении системы отношений, поведения, функций и ролей. Семья зависимых полна недомолвок, невыраженных эмоций, с трудом сдерживаемого гнева, при попытках сохранить видимость благополучия. На этом этапе возможным для зависимого становится понимание проблем родительской семьи, поведения ее членов по отношению к зависимому. Также с привлечением семьи проводится работа по обучению навыкам эффективного выражения своих чувств, мыслей, желаний. Зависимый учится распознавать семейные роли и функции, конструктивно реагировать на изменения в семье. По мере возможности с семьями зависимых проводятся семейные консультации, на которых происходит осознание и исцеление нарушенных функций и ролей в семье, обучение эффективному общению, определение неудовлетворенных потребностей членов семьи и поиск решений этих проблем.
Развитие новых привычек и поведенческих программ, поддержка в психологическом взрослении пациента. После проработки проблемного зависимого поведения необходимый этап — это обучение новому, более конструктивному поведению. Совместно с психологам, определяется круг ситуаций, в которых необходимо изменить способы реагирования, и проводится отработка навыков нового эффективного поведения. Кроме того, на этом этапе обсуждаются ситуации возможных срывов, или обострения влечения к наркотику. К таким ситуациям зависимый должен быть подготовлен и знать, как с этим справиться.