Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы: психодинамические; поведенческие; когнитивные; феноменологические; экзистенциальные; групповая психотерапия; изменение состояний сознания; экспрессивная терапия.

Психодинамические подходы к терапии включают психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, межличностную теорию психотерапии Салливана, волевую терапию Ранка, характерологический анализ Райха и Хорни.
Все психодинамические подходы в той или иной мере восходят к теории Фрейда, но в наибольшей степени те из них, которые рассматривают личностные конфликты в свете бессознательных мотивационных и эмоциональных процессов. Среди психодинамических методов наиболее известны психоаналитические техники, предложенные самим Фрейдом и направленные на вскрытие бессознательной мотивации посредством свободных ассоциаций. Применяются и другие методы Фрейда, например интерпретация сновидений. Задача данного направления психотерапии – укрепить инстанцию «Я» пациента и добиться разрешения внутреннего конфликта через преодоление разрыва между сознательным и бессознательным. Психоаналитическая терапия, по сути дела, представляет собой процесс «перевоспитания», в котором бессознательные конфликты переводятся в сферу сознания, что и создает условия для их разрешения.
Психотерапевты, работающие в рамках поведенческого подхода, интересуются главным образом особенностями поведения индивида, а не психологическими факторами, лежащими «за ними». Методы здесь весьма разнообразные, от тренинга нечувствительности к тревожным стимулам и ситуациям до парадоксальных интенций (способа лечения фобий и навязчивых состояний путем намеренного осуществления патологического действия) и метода выключения рефлексии. Парадоксальная интенция обращает процесс, вызывающий тревожность. Например, если боязнь инфаркта миокарда заставляет сердце биться сильнее и в результате повышается уровень тревожности, пациенту советуют сказать себе, что его сердце может биться, как ему угодно; при этом парадоксальным образом частота сердцебиений снижается. Выключение рефлексии представляет собой технику подавления самонаблюдения. С помощью т.н. контробусловливания активируют те процессы, которые изменяют нежелательные приобретенные реакции. Например, безразличие ребенка к приходу отца может быть преодолено очень простым способом – папа приносит домой конфеты и игрушки.

Рациональная эмотивная терапия А.Эллиса, логотерапия В.Франкла, философская психотерапия У.Сахакьяна и интерпретативный метод Э.Бека – примеры когнитивного подхода в психотерапии. Логотерапия Франкла основана на поиске смысла жизни. Сахакьян утверждает, что философcки ориентированные ирония и шутка, адресованные самому себе, являются сильным терапевтическим фактором. Терапия Эллиса направлена на замещение иррациональных суждений рациональными идеями, поскольку исходит из того, что иррациональные построения порождают невротическое поведение, тогда как нормальное поведение формируется на основе рациональных представлений. Согласно Беку, смысл, который придается конкретной ситуации, определяет соответствующее эмоциональное к ней отношение. Если ситуация интерпретируется индивидом как угрожающая, то он будет реагировать тревожно, поскольку именно его оценка и «запускает» эмоциональные реакции.

«Терапия реальностью» У.Глассера и гештальт-терапия Ф.Перлза тоже могут быть классифицированы как когнитивные подходы. Терапия Глассера стремится обратить пациентов к реальности, к успешному взаимодействию с окружающим миром. Гештальт-терапия представляет собой приложение принципов гештальт-психологии к анализу личности пациента, причем особое внимание уделяет его чувствам, настроениям и ощущениям собственного тела. Подчеркивая значение событий, происходящих «здесь и теперь», гештальт-терапевты стремятся восстановить целостность личности, состояние «хорошего гештальта».

Центрированная на «клиенте» терапия К.Роджерса может служить примером феноменологического подхода к психотерапии. Отталкиваясь от субъективного опыта клиентов, неавторитарный подход Роджерса трактует их как самодостаточных субъектов, находящихся в равном положении с психотерапевтом, а успех лечения связывает с непосредственной ситуацией, а не с прошлым опытом. На психотерапевтической сессии клиенту все дозволено, терапевт никак не направляет поведение больного и не интерпретирует его. Целью здесь является достижение зрелости, самоактуализации, самоуважения, личностного роста, иными словами – «полностью функционирующей личности».

Экзистенциальная психотерапия (лат. existentia – существование) подчеркивает значение свободы, возможности выбора, верности самому себе, индивидуальности, поиска смысла жизни, взаимодействия со значимым окружением, умения находиться в ситуации «здесь и теперь». Утрата смысла жизни ведет к экзистенциальным неврозам. Психотерапевтическая «сессия» представляет собой «встречу» пациента и терапевта, цель которой – формирование нового взгляда на жизнь. Во время успешной психотерапевтической сессии устанавливается человеческий контакт между ее участниками, переживаются отношения типа «Я – Ты». Это происходит в том случае, когда психотерапевту удается проникнуть в «феноменологический» (т.е. субъективный) мир пациента.

Начиная с 1960-х годов стало развиваться огромное количество новых психотерапевтических подходов. В дополнение к различным видам групповой психотерапии и т.н. группам встреч возникают «экспрессивные» виды психологической помощи – танцевальная терапия, психодрама, терапия пением, искусством, рисованием, скульптурой, а также такие техники, как трансцендентальная медитация, «эст», рольфинг, биоэнергетический анализ, трансактный анализ.
Биоэнергетический анализ направлен на освобождение телесной энергии индивида путем раскрытия ранее сдерживаемых эмоций и снятия физического напряжения. Трансактный анализ является формой групповой психотерапии и имеет дело с ролевым поведением в межличностных взаимодействиях, а также с манипулятивными стратегиями (играми), к которым прибегают люди, стремясь к верховенству над ближними. Подход В.Эрхарда, называемый «эст», ставит своей задачей такую трансформацию жизни пациента, в ходе которой он обретал бы «опыт удовлетворенности» самим собой и тем, что стал хозяином своего внутреннего мира. Ида Рольф, создатель рольфинга, полагает, что глубокий мышечный массаж приводит в порядок тело, разрушаемое негативным эмоциональным опытом. Трансцендентальная медитация представляет собой технику релаксации, направленную на развитие психических сил и концентрации через повторение определенного сочетания звуков («мантры»).